По данным Американской ассоциации менеджмента, руководители тратят на разрешение конфликтов между сотрудниками до 24% рабочего времени. Важно научиться извлекать выгоду из сложившихся обстоятельств и умело управлять разногласиями, направляя их в продуктивное русло. Анжелика Стадченко, начальник отдела учета товара «МОСТРА-ГРУПП», обозначила 4 основных совета по управлению конфликтами для руководителей.
ЛАЙФХАК №1: НАЧИНАЙТЕ РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА В НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ
У любого конфликта существует 4 стадии: появление, формирование, пик и угасание. Если менеджер сможет войти в конфликт на начальной стадии, то проблема решится в 92% случаев. Важно ликвидировать саму причину разногласий, чтобы конфликт не вырос до войны между сторонами.
ЛАЙФХАК №2: ЗАЙМИТЕ ПОЗИЦИЮ НЕЙТРАЛИТЕТА
Не нужно пытаться выяснить, какая сторона конфликта права, а какая нет. Иначе вы также становитесь участником конфликта и принимаете одну из сторон. Чтобы конфликт разрешить, я советую оставаться в нейтралитете.
Когда руководитель нейтрален, всегда легче донести до участников, что необязательно воспринимать друг друга как врагов или как участников соревнования. Лучше предложить вместе изучить ситуацию, которая привела к разногласиям и найти компромисс.
ЛАЙФХАК №3: СОЗДАЙТЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ РАЗНОГЛАСИЙ
Для обсуждения сложившегося конфликта, необходимо подобрать нейтральное для этого место. При этом встречи я назначаю спустя некоторое время после возникновения эмоционального пика, чтобы все немного остыли и оценивали ситуацию рационально.
После индивидуальной встречи с каждой из сторон, я назначаю общую встречу. На ней я всегда четко обозначаю повестку и тайминг, чтобы каждый понимал, что будет происходить. Для себя всегда четко формулирую желаемый итог разговора. Руководителю необходимо оценить ситуацию с третьей стороны, с позиции которой и разрешается возникший конфликт.
ЛАЙФХАК №4: НАЙДИТЕ ПРИЧИНУ КОНФЛИКТА, А НЕ ВИНОВАТОГО
Важно не искать виновного, а сосредоточиться на том, что повлекло за собой возникновение конфликта. Например, выяснить обладал ли человек полным объемом информации, что помешало выполнить все верно сразу. Возможно, причина ошибки скрывается во внешних факторах?
После беседы я рекомендую спросить участников конфликта, что необходимо сделать, чтобы ошибка не повторилась снова? И что необходимо, чтобы конфликт не возник снова?
К сожалению, без конфликтов ни в команде, ни в жизни не обходится. Да и вся история человечества – это история конфликтов и их разрешения. Кто-то из известных психологов сказал: «Если в вашей жизни нет конфликтов, вам стоит проверить есть ли у вас пульс». Я считаю, что иногда конфликты даже полезны, особенно если это конструктивный трудовой спор, в результате которого рождается правильное решение. Однако, конфликтами нужно грамотно управлять. Для уменьшения риска возникновения конфликтов важной задачей менеджера является создание хорошего климата внутри команды для эффективной работы ее подразделений и сотрудников.