Большинство компаний розничной торговли используют дорогостоящие методики стимулирования продаж: акции, скидки, POS-материалы и торговое оборудование. Однако большего результата с наименьшими затратами позволяет добиться мерчандайзинг. Об аутсорсинге службы мерчандайзинга в «МОСТРА-ГРУПП» расскажет Евгения Филашова, начальник отдела поддержки продаж.
Расскажите, какие преимущества передачи службы мерчандайзинга на аутсорсинг?
- экономия времени и ресурсов на поиск, подбор и обучение персонала (найм и удержание);
- сокращение временных затрат на контроль;
- снижение нагрузки на кадровый и бухгалтерский учет;
- четко структурированная система коммуникации;
- четкое соблюдение внутренней планограммы партнера;
- предоставление отчетности в режиме реального времени.
Какой набор услуг включает служба мерчандайзинга «МОСТРА-ГРУПП»?
На сегодняшний день мы работаем с собственными эксклюзивными проектами, в связи с доработкой специального программного обеспечения. В начале 2017 года компания будет оказывать весь комплекс услуг мерчандайзинга, который включает:
1. Контроль над выкладкой:
- размещение, ротация и своевременное пополнение ассортимента (постоянная 100%-ная представленность);
- гарантированная наполненность полки;
- четкое соблюдение внутренней планограммы;
- соблюдение договоренностей долей согласно прописанным соглашениям о размещении продукции в торговой точке.
2. Продвижение товаров:
- ротация товара по FEFO, контроль сроков годности;
- повышение активности покупателей с помощью POS-материалов;
- оформление дополнительных мест продаж POS-материалами;
- контроль наличия ценников;
- сопровождение акций - выкладка товара на дополнительных, заранее согласованных местах;
- организация дополнительных мест продажи внутри торговых точек.
3. Коммуникация:
- четко структурированная система коммуникации;
- безотлагательное решение срочных и текущих вопросов;
- анализ ситуации в торговой точке и принятие мер по ее улучшению: предотвращение угрозы out of stock, отсутствия поставок под акцию, блокировки позиций.
4. Отчетность в режиме актуального времени:
- данные об ассортименте, доле полки и другим показателям;
- онлайн-фотоотчеты;
- check-list.
Существует ли так называемый алгоритм оказания услуги?
Да, безусловно, существует порядок оказания услуги мерчандайзинга, который включает следующие этапы:
1. Предварительный этап – заключение договора:
- заключение договора на оказание услуги мерчандайзинга.
2. Первый этап – согласование реестра торговых точек:
- анализ показателей торговых точек;
- разработка рекомендаций реестра торговых точек для осуществления мерчандайзинга;
- согласование реестра торговых точек;
- согласование частоты посещений торговых точек.
Перечень торговых точек согласовывается заказчиком. При желании, частота посещений может быть увеличена, что повлияет на рост стоимости услуги мерчандайзинга в соответствии с типом категории торговой точки и частотой дополнительных посещений. На основании реестра торговых точек для мерчандайзинга руководителем направления службы мерчандайзинга формируются маршруты посещений торговых точек. Частота посещений при формировании маршрутов определяется на основании рабочей недели.
3. Второй этап – подготовка Merch-Вook:
- получение базовой информации о продукте;
- согласование технического задания на отчетный период;
- формирование merch-book.
4. Третий этап – мерчандайзинг:
- осуществление услуги мерчандайзинга в течение отчетного периода в рамках технического задания;
- контроль выполнения поставленных целевых задач и стандартов сервиса посредством Check-list.
Поговорим о системе отчетности: какую информацию включают в себя отчеты? Какова частота их предоставления?
Отчетность в режиме актуального времени включает:
- данные об ассортименте, доле полки и другим показателям;
- онлайн-фотоотчеты;
- сheck-list;
- отчет о сроках годности.
Частота предоставления отчетности описана внутренним регламентом службы мерчандайзинга. Есть ежедневные, еженедельные отчеты, а также отчеты под запросы.
Как организована система контроля и управления службой мерчандайзинга?
Система контроля и управления данной службой представляет собой:
- регулярные аудиты «в полях», посредством которых проверяется посещение мерчандайзером торговых точек и качество его работы. Проведение данных аудитов обеспечивает высокий уровень качества оказанных услуг;
- фотоотчет в приложении «Дропбокс» позволяет оперативно просматривать результаты работы мерчандайзеров в режиме он-лайн;
- оперативная рабочая группа в приложении «Вайбер», что позволяет получать беспрерывную обратную связь и информацию с торговых точек в режиме он-лайн;
- сheck-list - специально организованный документ, включающий ряд вопросов и положений, позволяющих проводить аудит стандартов выкладки и соблюдение планограмм в торговой точке.
Каким образом будет проводиться оценка эффективности качества работы мерчандайзеров?
Эффективность определяется средним значением check-list за отчетный период и проведенными «полевыми» аудитами. Наглядная ситуация в торговой точке лучше всего говорит о качестве и эффективности работы мерчандайзеров. Оценить эффективность мерчандайзинга через продажи крайне сложно, т.к. много сопутствующих факторов, которые влияют на динамику продаж. Это и сезонность каждого товара, проведение промо, появление новинок, out-of-stock отдельных товаров на складе, стоп-листы и т.д.