Контакты для СМИ

СЕРГЕЙ ТКАЧУК: «ТО ЧТО ОБЕЩАЕМ, - ДЕЛАЕМ!»

ТО, ЧТО ОБЕЩАЕМ, - ДЕЛАЕМ!

Когда мы, Анна Крученых и Максим Таборов, готовились к встрече с основателем известной компании «МОСТРА-ГРУПП», акционером холдинга Retail Trading Logistics (RTL) Сергеем Ткачуком, то по профессиональной привычке собирали информацию о будущем собеседнике, но все же, уже в разговоре, подпали под обаяние героя интервью. Сергей Александрович впечатлил нас сдержанностью, даже деликатностью, аккуратностью выверенных суждений. Разговор, хоть и уложился в полчаса, получился содержательней иных многочасовых интервью.

Сергей Александрович, Вы активно занимаетесь бизнесом уже почти четверть века. Расскажите, пожалуйста, как и с чего все у Вас начиналось?

Начиналось все с самого обычного желания как-то повысить достаток семьи, заработать денег. К моменту начала своей деятельности в бизнесе, я успел окончить Высшую школу КГБ в Москве, приехать сюда и некоторое время поработать в той области, к которой обязывало полученное образование. Это заняло ровно столько времени, чтобы понять: на зарплату офицера семью не прокормишь. В общем, я решил рискнуть и самореализоваться на совершенно новом, незнакомом для себя поприще. Однако опыт и знакомства, наработанные за время жизни в Москве, в тот момент мне пригодились. Тогда способ зарабатывания денег был, в общем, один: что-то купить и потом продать. С этого и началось…

Вам принадлежит очень популярная в Беларуси сеть продовольственных магазинов «Рублевский». Услугами «Рублевского» пользуются миллионы наших сограждан, но вряд ли кто-нибудь осведомлен о происхождении этого названия. Введите нас, пожалуйста, в курс дела.

Все очень просто − название образовано от слова «рубль». Этим брендом мы хотим заинтересовать потребителей, убедить в том, что мы думаем о каждом рубле и каждой копейке, не выставляем цены бездумно, а заботимся о кошельке покупателей. В этом и состоит позиционирование сети − как магазинов с доступными ценами. Любопытно отметить, что прошедшая летом денежная реформа сработала на поддержку нашего бренда (улыбается). Ведь если раньше денежной единицей в стране была «тысяча», то теперь − полноценный рубль. Вот с ним добро пожаловать в «Рублевский»!

Ваш опыт в ведении бизнеса огромен и, вероятно, уникален. Сегодня экономика нашей страны переживает не самые простые времена. Что, на Ваш взгляд, сейчас самое важное для того, чтобы бизнес не только сохранился, но и развивался?

Знаете, широко распространено мнение, что любой кризис − это просто один из этапов развития экономики, наряду с ростом, и я разделяю такой подход. Кризисы нужны для очищения от неэффективных производств, выработки новых стратегий, открытия новых направлений. Каждый бизнес время от времени переживает кризисы и если он не системный, то рецепты, в общем, просты и известны. Сокращение издержек, выход на новые рынки, поиск инновационных продуктов. Если у тебя есть конкурентные преимущества на твоем рынке, то любой кризис дает тебе в руки необычайные возможности. Пока слабые пытаются выживать, сильные могут в это время наращивать свою долю рынка. Мы так и действуем в кризисных ситуациях: внимательно следим за рынком, смотрим у кого из наших конкурентов проблемы − и растем туда.

Успех любого дела определяют люди, которым поручена реализация задуманного. Откуда Вы черпаете кадры: приглашаете со стороны или растите, готовите у себя?

В основе любого успеха в бизнесе лежат три составляющие: люди, деньги, идеи. Если вы занимаетесь производством, у вас должен быть уникальный продукт, если занимаетесь сервисом, то должны иметь очень качественно организованные процессы и отстроенные коммуникации. И без людей все это невозможно. У нас на самом деле очень большой круг партнеров, кадры для себя мы находим у них. Много людей выросло в нашей компании − нам все-таки 25 лет!

Причем я не могу похвастать особой какой-то HR-стратегией, ее у нас нет. Мы способны обеспечивать себя кадрами, а при необходимости − ищем талантливых людей на рынке труда. К слову, я не сторонник того, чтобы все ходили в ногу и хором пели одну корпоративную песню. Такой тимбилдинг не по мне. Я думаю, что люди, работающие в компании, должны сами естественным образом принимать и разделять ее ценности и миссию. И вот тогда, когда человек сам принимает это, а не делает вид, что со всем согласен, то и результат получается наилучший. У нас есть девиз: «То, что обещаем, − делаем!» Это касается отношений руководства с персоналом, компании − с партнерами и клиентами, покупателями. Принимая на себя любые обязательства, ты всегда рискуешь. Но должен делать все то, что обязался. Видя, как в компании следуют этому правилу, думаю, и все сотрудники постепенно принимают его как императив в своей работе.

Поговорим о внешних для бизнеса факторах.Есть такое понятие «страновая экономическая модель». Какие белорусские особенности позволили Вам достичь тех успехов, которые мы сейчас наблюдаем?

Мне доводится довольно много путешествовать по делам бизнеса, и я могу сравнивать, какие в разных странах условия работы, общественные институты, государственное регулирование. Так вот, в сравнении со многими странами-соседями, которые вместе с нами поднялись из обломков СССР, в Беларуси есть важные условия, дающие возможность развиваться. У нас высокий уровень законопослушности − граждан, бизнесменов, представителей госаппарата. У нас понятная система формализованных отношений между обществом и государством: каждый человек знает, когда и в какой срок он получит то, что объединено понятием «государственные услуги». В Беларуси высокий уровень правовой грамотности, а главное − высокий уровень ответственности. Я бы сказал, у нас в стране что обещается, то и делается. Это почти дословно − девиз нашей компании, может быть, мы просто хорошо вписались в правила игры? (улыбается)

Вы коренной минчанин. К каким местам в нашем городе испытываете наибольшую эмоциональную привязанность, где чувствуете себя максимально комфортно?

Вообще-то, в Минск мои родители переехали, когда мне было пять лет, а родился я в Украине, в семье военного. Все мои самые эмоциональные воспоминания связаны с местами детства и юности, того самого времени, когда деревья были большими (улыбается)… Мы жили в Зеленом Луге − в начале 70-х это был новый, очень свежий и красивый район, там же − родная 13-я школа, в которой я проучился до восьмого класса. А юность моя прошла в районе Золотой Горки, где я пошел в старшие классы математической школы №19. Вот если я попадаю в те кварталы, то, конечно, много светлых воспоминаний.

Мы получили некоторое представление о том, каков Сергей Ткачук предприниматель. А каков Ткачук муж и отец? 

Как отец − я вырастил двоих детей. Сыну − 26, дочери − 12. Как муж − вместе с женой несу ответственность за их воспитание. Дети, конечно, цветы жизни, излишняя жесткость не нужна, но есть определенные принципы, от которых отступить нельзя. Я не сторонник какого бы то ни было диктата, мы просто показываем свою систему ценностей − а это каждодневный процесс − и стараемся, чтобы дети росли приличными людьми. В целом можно сказать, что я − либерал, но с принципами (улыбается).

Готовясь к интервью, мы обнаружили очень лаконичную информацию о том, что Вы «поддерживаете хоккей и гандбол». Что реально стоит за этими словами, какими видами спорта занимаетесь Вы сами?

Да, наша компания поддерживает хоккей и гандбол, но это не столько мое личное решение, сколько проявление ответственности нашего бизнеса перед обществом. Это решение моих партнеров, и я его разделяю. Хотя в числе моих личных спортивных пристрастий на первом месте стоит футбол. Я и сам с удовольствием играю, регулярно уделяя этому время, и, разумеется, слежу за турнирными успехами моих любимых команд − «Ливерпуля» и «Барселоны». Я не был на матчах чемпионата Европы, но на финал Лиги чемпионов слетал, получив массу эмоций.

А как Вам внезапный ошеломляющий успех «Лестера»?

Чемпионство «Лестера» ярко демонстрирует преимущества модели, когда в одну команду собираются совершенно разные люди и вдруг начинают одинаково думать, понимать друг друга на расстоянии. Объединенные общей идеей, они способны чувствовать один другого так, что скорость принятия коллективных решений в команде превосходит любые алгоритмы их расшифровки. И против такого стремительного нападения оказываются бессильны самые внушительные, самые дорогие команды. Клаудио Раньери сумел создать команду единомышленников, которая может служить примером не только в спорте, но и в бизнесе, политике и многих других областях человеческой деятельности. Коллективный разум оказывается эффективнее единоличных решений, принимаемых наверху. Роль лидера, разумеется, тоже важна, но лишь по-настоящему сплоченная команда способна сотворить чудо.

Распространено мнение, что в бизнесе не бывает друзей, а есть только жесткие экономические интересы. Вы такое соображение разделяете?

Да, к сожалению, это так. В бизнесе дружбы быть не может, потому что ты вынужден каждый день принимать решения, десятки решений. Иногда перед тобой сложные дилеммы, иногда в интересах бизнеса ты должен чем-то жертвовать. И чем сложнее ситуация, тем более жесткие решения приходится принимать. Если в эту область расчета и разума «впустить» эмоциональную составляющую (а дружба − это сфера наших эмоций и привязанностей), то ты неизбежно начнешь ошибаться. Если в экономических, по сути, расчетах начать учитывать факторы, которые отношения к экономике не имеют, − ничего хорошего из этого, поверьте мне, не выйдет… А друзья у меня есть. Разумеется, их немного, но, на мой взгляд, так и должно быть. Ведь друг − это очень серьезно.

С Вашим именем связывают приход в Беларусь всемирно известной сети ресторанов быстрого питания «Бургер Кинг». Расскажите, пожалуйста, подробней об этом проекте.

Открытие этих ресторанов показывает, как органично можно привнести на белорусский рынок успешный в мировом масштабе проект. Мы видели, что в Беларуси сегмент фаст-фуда заполнен недостаточно, предложение не удовлетворяет весь существующий спрос. И решили, что здесь не нужно изобретать велосипед. Ведь наши партнеры предлагают нам готовые, проверенные решения, отработанные технологии. Бери испытанное на всех континентах − и делай у себя. Невзирая на то, что слово «фаст-фуд» для кого-то имеет ругательную окраску, я смотрю на это просто как на одно из направлений ресторанного бизнеса. И еда в «Бургер-кинг» − абсолютно безопасная и вкусная. Сейчас у нас идет фаза реализации проекта, пока рано судить об успехах, но в конце концов решения будет принимать потребитель.

Пользуетесь ли Вы в своей работе услугами каких-либо консалтинговых компаний? Если да, то компании какого профиля привлекаете?

К консалтингу у меня отношение, скажем так, осторожное. Пытаясь с чужой помощью найти решение проблемы, ты должен очень четко сформулировать вопрос, что же именно ты хочешь решить, сделать, чего добиться. И зачастую правильная формулировка, артикуляция проблемы − это и есть начало ее решения. Консалтинги, которые мы проводим, например, совместно с партнерами из Международной финансовой корпорации (IFC), позволяют с точки зрения их огромного опыта посмотреть на происходящие в нашей компании процессы и оптимизировать их. А в основном мы пользуемся услугами привлеченных консультантов очень точечно, конкретно. Например, по вопросам переформатирования бренда или выстраивания системы безопасности для сети магазинов. Это на самом деле ключевой вопрос, фундамент всего, который, если его ошибочно спроектировать, становится миной замедленного действия. Тут и пищевая безопасность, которая зависит от организации логистики и пребывания товаров на полках, и личная и коммерческая безопасность, с точки зрения взаимодействия с покупателями на территории магазина. Все это должно быть выстроено идеально, и поэтому мы привлекаем к этой работе людей и компании, компетенцию которых лучше купить, чем делать все самим, методом проб и ошибок.

Есть ли у Вас хобби?

Я люблю читать, стараюсь читать много и могу без стеснения сказать, что у меня хорошая библиотека. Помните, как в советские времена заполненный книжный шкаф был символом не только духовного достатка, но и денежного тоже? Тогда книги были большим дефицитом, подчас надо было не только деньги иметь, но и макулатуру сдать, чтобы получить талон на заветный том. Сейчас же книжные магазины переполнены, выбор огромный. В моей личной шкале оценки книг значение имеют, конечно, сюжет, идеи автора, слог, но очень важно и полиграфическое оформление издания. От зарождения книгопечатания книга несет свет (отсюда − просвещение), это большая ценность, нечто сакральное. Сколько есть сюжетов, в центре которых − сама книга как самостоятельный герой, движущая сила интриги − от «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова до «Имени Розы» Умберто Эко. Книга лежит в основе современной цивилизации. И я люблю достойно изданные книги, испытываю к ним особый пиетет.

А какими критериями Вы руководствуетесь при выборе автомобиля, одежды, часов?

Тут я уже давно не экспериментирую! Например, уже 10 лет отдаю предпочтение «Мерседесу». Так и в остальных областях личного потребления: нашел что-то хорошее − пользуйся. С потребительской точки зрения у меня высокая лояльность к привычным брендам. Хотя… (неожиданно улыбается).

Хотя − что?

Несмотря на мою симпатию к «Мерседесам», в гонках «Формулы-1» я болею за другую команду − «Макларен». Это знаменитый гоночный бренд, многие успехи которого связаны с моторами «Хонда». Сейчас два экс-чемпиона мира мужественно сражаются где-то в середине пелотона, но я верю, что время новых славных побед не за горами. Чтобы понять, что это очень личный выбор, вам надо учитывать еще тот факт, что «Рэд Булл», наш давний партнер, владеет одной из топ-команд «Формулы-1». Когда мы были на гонках, то я посещал именно боксы команды «Рэд Булл» − они нас пригласили к себе. Вообще, это особый мир − гонки в королевском классе. Сама гонка длится около полутора часов, но люди приезжают на этап кубка мира на все три дня. У футбольных фанатов стычки случаются в самых цивилизованных странах, но невозможно себе представить кулачный бой между поклонниками «Феррари» и «Вильямса», например. Все живут духом автомобильных гонок, среди зрителей царит особая атмосфера. Это другие люди, другая тема, другие отношения.

Когда Вы отправляетесь в путешествие, то какой вид отдыха предпочитаете?

Если вы о лежании на пляже − то это не для меня! Отдых − это активность, пробежаться надо, поплавать, мяч погонять. Я очень люблю порыбачить, и в самых разных местах мира предавался этому своему увлечению: на Аляске и в Аргентине, в Монголии и Исландии, север России почти весь объехал. Все места запоминающиеся, каждая рыбалка − это незабываемые эмоции. Когда в руках бьется удочка с хорошим уловом на крючке − ты ни о чем больше в эту минуту не думаешь!

Размещено: Журнал "Time City Magazine".