Дистрибуция является важным звеном FMCG-рынка и оказывает огромное влияние на доступность, цену и качество продукта. Однако она не всегда осуществляется равномерно и стабильно, ведь не каждый товар продается одинаковыми темпами в течение года. У ряда продуктовых категорий наблюдаются пики и спады из-за смены сезонов и месяцев.
В этой статье мы расскажем о том, как в «МОСТРА-ГРУПП» планируются сезонные колебания и повышается точность прогнозирования.
Что такое сезонность в торговле?
Сезонность определяется как некоторый временной ряд с систематическими или предсказуемыми моделями востребованности из-за повторяющихся событий. Эти закономерности могут воспроизводиться в течение дней, недель, месяцев или кварталов, и компаниям может быть сложно прогнозировать будущие тенденции спроса.
Примеры цикличного спроса в Беларуси:
- Продажи мороженого, напитков и кетчупа растут летом, когда время нахождения на улице возрастает, наступает сезон пикников.
- Продажи игрушек, конфет и шампанского растут в декабре, когда набирает свою активность подготовка к Новому году и другим зимним праздникам.
- Продажи канцелярских товаров, одежды и обуви растут в сентябре, когда начинается новый учебный год и люди обновляют свой гардероб.
- Продажи цветов, конфет и украшений растут в феврале-марте, когда отмечается День святого Валентина и 8 Марта.
Как «МОСТРА-ГРУПП» работает с сезонностью?
Для эффективной работы с сезонностью в компании «МОСТРА-ГРУПП» выполняются следующие действия:
1) Анализ исторических данных по продажам для выявления временных паттернов, трендов и аномалий. Для этого используются следующие статистические методы: скользящие средние, сезонное разложение, ARIMA и др.
Разбирая отдельно каждый артикул, обращается внимание на следующее:
- Корреляция между каждым годом: если есть основная закономерность, то есть сезонный спрос, на который можно положиться.
- Десезонализирование: игнорирование сезонных тенденций с целью проверить, растет ли запрос.
- Анализ амплитуды дисперсии: достаточно ли силен спрос, чтобы требовать особого отношения к товару.
2) Прогнозирование будущего спроса на товары с учетом сезонных факторов, а также других влияющих переменных, таких как цена, конкуренция, реклама и др. Для этого используются качественные и количественные методы, такие как экспертные оценки, регрессионный анализ и др.
3) Планирование закупок, хранения, распределения и продвижения товаров в соответствии с прогнозом и сезонностью дистрибуции. Для этого используются оптимизационные модели, такие как экономический заказ, управление запасами, маршрутизация транспорта и др.
4) Анализ результатов дистрибуции с измерением эффективности и прибыльности.
Одним из условий эффективной дистрибуции является корректировка планов в соответствии с постоянно меняющимися потребностями клиентов. Это включает в себя регулировку уровней запасов и линеек продуктов на основе анализа данных для приведения их в соответствие с ожидаемыми циклами спроса и оптимизации производительности.
Использование информации, полученной в результате точных прогнозов, позволяет компании «МОСТРА-ГРУПП» более эффективно распределять ресурсы и извлекать выгоду из сезонных тенденций.